Социальная матрица сновидений 


Что такое матрица?



Зачем серьезным взрослым людям делиться друг с другом снами? 



При чем тут социум?


Отвечаем по порядку в этой статье.

Матрица социальных сновидений (МСС) - инструмент работы с группами, который применяется в самых разных сообществах – от профессиональных конференций до тюрем, больниц и школ. Организационным консультантам, бизнес-тренерам, психологам и исследователям этот метод пригождается каждому для своих целей. 


Техника родилась в Англии, а сейчас применяется в Израиле, Швеции, Германии, Франции, Италии, США, Ирландии, Руанде, странах Южной Африки, Голландии, Дании, Индии и понемногу появляется в России – по понятным причинам, владеют ею только те мастера, которые активно ездят на зарубежную учебу и конференции.

КАК ВСЕ ПРОИСХОДИТ?

Участники собираются в одном помещении, стулья расставляются в форме спирали либо концентрических кругов. 
Рекомендованное число участников – от 12 до 60. 

«Итак, кто расскажет первый сон?», - спрашивает ведущий. Он предлагает группе делиться не только снами – своими и чужими, свежими и давними – и ассоциациями на них. 

В результате получается мозаика ассоциаций, которая интерпретируется в социальном контексте, с целью осмысления культурно-исторического опыта. 

ОТКУДА ЭТО ВЗЯЛОСЬ?

Автор концепции «социальной матрицы сновидений», британец Гордон Лоуренс, работал в Тавистокском Институте Человеческих Отношений (Tavistock Institute of Human Relations) в Лондоне. Он подчеркивал, что сны человека имеют отношение не только к его личным психическим процессам, но и к социальному и политическому контексту. 

Сильное влияние на Лоуренса оказала книга немецкой журналистки Шарлотты Берадт «Третий рейх сновидений» (The Third Reich of Dreams, 1968), которая собирала сны, снившиеся широкому кругу людей в 30-е гг в Германии, во время постепенного укрепления позиций националистов. 

Началом послужил сон знакомого, в котором он должен был отдать нацистское приветствие Геббельсу, но ему оказалось крайне тяжело поднять руку. При этом он переживал страх, потерю себя, сомнения и ощущение изолированности. В собранной далее коллекции снов было множество общих мотивов, таких как тщетность сопротивления или страх слежки. 

Например, одному врачу приснилось, что все стены его кабинета и всех соседних домов и квартир вдруг исчезли, а из громкоговорителя донеслось, что это было сделано «в соответствие с «Законом об отмене стен». Девушке, над кроватью которой были нарисованы ангелы, приснилось, что они опустили свои обычно обращенные к небу глаза, чтобы наблюдать за ней. Еще одной женщине приснилось, что она находится в опере и смотрит «Волшебную флейту» Моцарта, и когда была спета строка «Это точно дьявол», в ее ложу зашел отряд полиции, потому что они заметили, что слово «дьявол» она ассоциировала с Гитлером. 

Несколько человек видели во сне, что их посадили в тюрьму за колючую проволоку или что их телефонные разговоры прослушивали и прерывали. 

(Цит. по: Эванс Р. Третий Рейх. Дни триумфа: 1933-1939. М., 2010. С. 120-122).

Гордон Лоуренс посвятил годы работы, доказывая на примере многих групп, что сновидения выражают проблемы социального характера, а не только личные заботы самих сновидцев. А значит, через сны можно услышать голос целого сообщества, культуры.

ПОЧЕМУ «МАТРИЦА»?

Термин «матрица» взят из групп-анализа: аналитик Зигмунд Фукс назвал «групповой матрицей» переплетение внутрипсихических, межличностных и трансперсональных отношений в группе. 

При этом он различает «базовую», «динамическую» и «личную» матрицу, где базовая – это сеть взаимоотношений в обществе, их социокультурный и исторический контекст; динамическая – это сеть коммуникаций между членами группы; и личная – это сеть взаимоотношений данного индивида, в частности, семейную матрицу (аналог системы объектных отношений индивида).

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ОТ ПРИВЫЧНЫХ МОДЕЛЕЙ? 

«Социальные сновидения» - это сны общества, а не личности. В отличие от психотерапевтических подходов, в этой методике анализируется НЕ сновидец, а ТОЛЬКО сами сны в контексте группы.

Г. Лоуренс различает понятия «социальное сновидение» и «терапевтическое сновидение». Одно и то же сновидение можно рассматривать как «терапевтическое» или же как «социальное» в зависимости от цели и формата работы группы – ищем ли мы в данный момент ключ к личной драме сновидца или же к состоянию сообщества в целом. 

Таким образом, МСС дополняет другие подходы к работе со снами – психоаналитический, групп-аналитический и многие другие. 

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ПОЛЕЗНА МСС?

  • Когда лидерам профессионального сообщества нужен анализ настроений этого сообщества

  • Когда тренеру (или заказчику) нужно понять реальную, а не декларируемую, атмосферу и настроения в организации

  • Когда на конференции необходимо глубокое вовлечение участников и их стремление к общим целям 

  • Когда разъединенные и даже враждебные подгруппы ищут возможность для начала диалога

  • В командном планировании, решении проблем и конфликтов 

  • Как средство креативного поиска общей цели, разделяемой всеми участниками процесса любые группы людей и собрания, где необходимо найти неочевидные сходства и связи между собравшимися

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Introduction to Social Dreaming: Transforming Thinking (Psychology, Psychoanalysis & Psychotherapy) by W. Gordon Lawrence (Author)

2. Experiences in Social Dreaming by W. Gordon Lawrence (Author)

3. The Creativity of Social Dreaming by W. Gordon Lawrence (Author)

4. Social Dreaming: Philosophy, Research, Theory and Practice 1st Edition by Susan Long (Editor), Julian Manley (Editor)

ПОЧИТАТЬ отрывки реальной русскоязычной сессии МСС, узнать больше подробностей про метод, можно в докладе Анны Цапенко, директора Московского института группового анализа:   

ИГИСП

тел. + 7 495 917-80-20, +7 495 917-80-28.

valeriya@igisp.ru, igisp@igisp.ru,